Неопознанный религиозный объект: как разные конфессии относятся к инопланетянам
Религия — оплот консерватизма в современном мире, но рано или поздно вопрос об НЛО и внеземной жизни должен был встать перед церковью. «Теории и практики» рассказывают о том, как иногда даже непоколебимые религиозные обычаи могут уходить в прошлое, как на манер карго-культа возникали культы НЛО и что основные мировые конфессии думают о летающих тарелках.
Конспирологи давно пытаются убедить людей в существовании древних памятников, доказывающих наличие НЛО: это и многочисленные фальсификации наподобие артефактов из пещер Берроуза, и спекуляции насчет известных изображений, таких как икона пророка Илии в колеснице или «Благовещение» Карло Кривелли, на которых якобы изображены корабли пришельцев.
Однако современные исследователи склонны полагать, что эра появлений НЛО началась совсем недавно. Первое сравнение формы НЛО с тарелкой принадлежит техасскому фермеру Джону Мартину, увидевшему в 1878 году в небе некий странный объект оранжевого цвета, напоминающий по форме большую летающую тарелку.
Подобная метафора быстро прижилась — а в 1947 году представился случай для повторного сравнения. Американский бизнесмен Кеннет Арнольд летел на собственном самолете над Каскадными горами и вдруг увидел, что «цепь движущихся, как блюдца по воде, словно брошенные плоские камни, предметов, растянувшаяся по крайней мере на 5 миль, лавировала между высокими горными вершинами». Случай в Каскадных горах имел широкий общественный резонанс и стал точкой отсчета для повального увлечения западной культуры феноменом НЛО — сегодня с ним обязаны считаться люди по всему миру. Более того, инопланетные корабли уже в 40-х стали распространенным объектом внимания пациентов психотерапевтических кабинетов.
Культ летающих тарелок
Один из первых культов НЛО еще в 30-е годы был основан в Америке польским эмигрантом Джорджем Адамски, считающим себя профессором астрономии. Его «Королевский орден Тибета» опирался на своего рода «Евангелие», запомненное Адамски со слов случайно встреченного им в пустыне в Калифорнии астронавта, побывавшего на Луне, Венере и Марсе и знакомого с представителями тамошних цивилизаций. Позднее основатель секты ездил с публичными лекциями, рассказывая о своих опытах наблюдения НЛО и демонстрируя собственные фотоснимки.
В 60-х в Америке Орвилл Гордон основывает «Внешние пространственные силы», религиозный культ, основанный на вере в инопланетян, которые наблюдают за Землей и могут инициировать апокалипсис в случае, если люди будут плохо себя вести. Гордон превратил свой загородный участок в посадочную площадку для НЛО, которое в случае Армагеддона должно забрать адептов культа и унести их подальше от конца света. Культ до сих пор пользуется популярностью: у него даже имеется собственный сайт.
Орвил Т. Нордог
90-е знаменуются новой волной интереса к внеземным цивилизациям. Венская секта с заковыристым названием «Темпельхофгезелльшафт», или попросту «Общество храма», возникшая в 1990 году, использует в своей идеологии чудной сплав арийской теории и веры в НЛО. По мнению зачинателей культа, предки арийской расы были инопланетянами, заселившими Атлантиду.
Культ «Чен Тао», основанный в 1993 году в Китае, совмещал в себе черты христианства, буддизма и веры в НЛО: его лидер, Хонг Мин Чен, проповедовал идею о том, что создание Солнечной системы было инициировано ядерной войной, а живущие ныне люди — потомки спасенных, выживших при помощи божественной летающей тарелки.
Самым влиятельным и известным в мире НЛО-культом является сайентология, основанная писателем-фантастом Роном Хаббардом. Увлечение научной фантастикой (по одной из легендарных историй, Хаббард поспорил с Робертом Хайнлайном, сможет ли он заработать деньги на создании религии), оккультизмом и нестабильная психика автора «науки о разуме» привели его к созданию необычной легенды, сильно выбивающейся из–за своей странности из общего околонаучного коммерциализированного дискурса деятельности секты сайентологии.
Хаббард верил в то, что научная фантастика — это бессознательные воспоминания человека о прошлом, в котором на самом деле существовали иные цивилизации и межпланетные путешествия. Легенда, которую он многократно пересказывал на лекциях, повествует о правителе Галактической конфедерации Ксену (в переводе в древнегреческого — «Чужой»), который стал первым тоталитарным диктатором во Вселенной. После того как жители различных планет стали протестовать против его жестокой власти, он собрал всех неугодных и взорвал их на планете Тиджиэк (то есть Земля) при помощи водородной бомбы. Души инопланетян затем вселили в тела людей. В то же время сам Ксену и его помощники после потери власти тоже были сосланы на Землю, где после отбытия наказания их души стали уже в XX веке преступниками и воплощением абсолютного зла.
Несмотря на то, что многие сайентологи открещивались от «космической оперы», в сайентологии вера в существование НЛО является важной частью культа, а тексты о инопланетном разуме недоступны для адептов низших уровней.
Мировые религии и НЛО
Неудивительно, что загадочные НЛО стали объектами поклонения для различных сект и религиозных культов. Но что же общепризнанные религии говорят о вере в НЛО? Профессор астрономии Дэвид Вайнтрауб размышляет над этой проблемой в вышедшей в этом году книге «Религия и внеземная жизнь: Как иметь с ней дело?». Вайнтрауб считает, что новейшие исследования космоса и доказательства жизни за пределами Земли могут вскоре повлиять на догматы мировых религий. Пересмотр религиозных убеждений может быть инициирован также и общественным мнением, и не только христианами: согласно некоторым соцопросам, около 40% мусульман и иудеев верят в существование НЛО.
Самые неоднозначные взгляды на существование НЛО имеют католики. Ватикан обладает собственной обсерваторией Specola Vaticana, а двое ученых, брат Гий Консолманьо и отец Паул Мюллер, давно пропагандирующие идеалы просвещения церкви, недавно выпустили книгу под названием «Крестили бы вы инопланетянина?». Католические ученые подчеркивают, что католики были у истоков создания SETI, проекта по поиску внеземного разума, и что католическая церковь не может не обращать внимания на меняющийся мир.
Ученых поддержал и Папа Римский Франциск, спросив паству на мессе: «Если завтра, к примеру, прибудет экспедиция с Марса, придут к нам и один из них скажет: «Я хочу креститься!», что произойдет?», — а затем ответив, что принял бы марсиан в лоно церкви. Это утверждение может поспорить своим новаторством с недавними высказываниями римской церкви о вопросе гомосексуальных прихожан. Однако вместе с признанием церковью внеземных существ появляются новые проблемы богословского характера: касается ли первородный грех инопланетян? И существуют ли другие миры, кроме того, что сотворил бог?
Коран указывает на то, что кроме нашего мира существуют иные, и существа, живущие в них, также поклоняются Аллаху. Один из эпитетов Аллаха — Rabbil Alameen — означает «Господь миров», что красноречиво демонстрирует исламскую концепцию множественности миров. При этом в этих мирах находятся свои пророки, подобные земному Мухаммаду. Ислам позитивно относится и к космическим исследованиям человека. Некоторые аяты Корана уверенно свидетельствуют о связи воды и происхождения жизни: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30). Данный аят сегодня некоторые мыслители интерпретируют как предсказание обнаружения жизни на Титане, спутнике Сатурна, или Европе и Ганимеде, спутниках Юпитера, на которых, как доказала наука, существует вода. Так что даже если когда-нибудь жизнь на этих планетах будет обнаружена, ислам не будет спорить с наукой. «Среди Его знамений — создание небес и земель, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (42:29).
Впрочем, не все интерпретаторы Корана столь оптимистичны и прогрессивны. В книге профессора Колледжа шариата аль-Ашкара Умара Сулеймана «Мир джиннов и дьяволов» высказывается предположение о том, что мир джиннов, существующий параллельно с человеческим, находится на более высокой ступени развития, и летающие тарелки, иногда прорывающиеся в наше измерение, могут быть происками могущественных джиннов. Джинны в мусульманской мифологии изначально являлись летающими существами, а потому нет ничего удивительного в том, что мифы разных эпох органично объединились в сознании современных верующих в монолитный конструкт.
Против принятия существования НЛО выступает православие. В ответ на статью «Инопланетяне — братья мои», написанную Габриэлем Фунесом, директором Ватиканской обсерватории, православные активисты и мыслители выпустили множество текстов, в которых НЛО предстает жупелом неверующей в бога части человечества, преклоняющейся перед технократией. Поэтому, по мнению православия, вера в НЛО является опасным и вредным для христианина. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов подчеркивает, что наличие внеземных цивилизаций в принципе невозможно. НЛО в православной критике нередко сравниваются с бесами или чертями, а инопланетяне считаются одним из проявлений демонических сил.
Еще одна религиозная группа, которую не удивишь НЛО, — мормоны. Они даже обрадовались бы появлению внеземных товарищей, так как они никогда не сомневались в том, что другие миры населены разумными творениями бога. Для мормонов доказательство существования инопланетян кроется в следующей легенде, придуманной Джозефом Смитом, первым мормоном: Бог Отец, Элохим, жил в центре мира на звезде Колоб и там зачал от своего гарема детей — Иисуса, Люцифера, всех людей. Элохим обладает физическим телом, как это явно удалось увидеть Смиту во время своего первого видения: пришельцы с Колоба, или Элохим и Иисус, заявили ему, что христианство пошло по кривой дорожке, и именно ему предстоит исправить все грехи человечества.
Правление Бога Отца на удаленной от Земли звезде — идея не новая, и нечто подобное можно встретить в текстах древних гностиков, для многих из которых Бог Отец бесконечно удален от своих детей — человечества. Впрочем, данная идея интерпретируется мормонами довольно буквально: к примеру, город Енох, построенный Каином, был, по их мнению, отделен от Земли и унесен Господом к трону в резиденции Бога Отца на далекой звезде Колоб, для того чтобы после Страшного суда город остался невредимым. Джозеф Смит считал, что помимо Земли и Колоба существуют миллионы других небесных тел, на которых находятся различные формы жизни, а также миллионы галактик и миллионы богов.
В то же время многие религии попросту игнорируют вопрос об НЛО. К примеру, иудаизм считает, что мир создан только для человека, следовательно, если инопланетяне и захотят вступить в ряды иудеев, им придется сначала припарковать свой НЛО где-то в районе Земли. Свидетели Иеговы также отказываются верить в существование инопланетных цивилизаций. Того же мнения придерживаются евангелические христиане.
Видимо, вера в НЛО является явлением того же порядка, что и знаменитый карго-культ. Однако если когда-нибудь внеземные цивилизации будут обнаружены, это будет грозить разобщением официальных религиозных сил, которые занимают разные позиции по вопросу существования инопланетян. Поэтому оптимистам стоит ждать нового Вселенского собора, посвященного вопросу веры в пришельцев и очередному расколу церкви на НЛО- и антиНЛО-деноминации.
http://theoryandpractice.ru/posts/9845-bog-i-nlo?utm_medium=rss&utm_source=rss